Блог свободен от NOFOLLOW!
nav-left cat-right
cat-right

# Один против всех. Как играют сеанс одновременной игры в шахматы

Один против всех. Как играют сеанс одновременной игры в шахматы
Сеансы одновременной игры вызывают кучу недоуменных вопросов. Неужели мастер держит в голове все позиции, которые у него возникают на досках? Заметит ли он, если, например, несколько изменить положение фигур или снять с доски хотя бы пешку?

Хуже ли играет мастер в сеансе, чем один на один? Запоминает ли мастер партии из сеансов? Можно ли в сеансе провести блестящую комбинацию?

Чтобы ответить на все эти вопросы, я приглашаю вас, читатель, войти вместе со мной в круг из шахматных столиков и провести сеанс на тридцати досках. Не беда, если у вас недостаточная квалификация. Ведь сеанс воображаемый! Изнутри круга вам лучше будут понятны мысли и переживания сеансера. Итак, за дело. Сначала давайте мельком взглянем на участников сеанса, на всех тех, с кем нам придется сразиться. Вот сидят два вихрастых юнца. У каждого рядом бланки для записи партии. Не думайте, что это неопытные шахматисты. О, школьников, участвующих в сеансах, надо особенно остерегаться! Может оказаться, что перед вами будущие Ботвинники и Тали. Особенно бывают трудны выступления в домах пионеров. Даже маститых шахматистов изрядно поколачивали ребятишки.

В биографии гроссмейстера Котова есть неприятное воспоминание о встрече с шахматистами Московского дома пионеров. Возраст партнеров настроил гроссмейстера поначалу на легкомысленный лад, но когда по прошествии некоторого времени он оценил позиции на всех досках, то оказалось, что почти всюду дела его плохи. Надо было как-то спасать положение, а ребята играли крепко и не давали ему никаких шансов. Тогда он обратил все свое внимание на четыре партии, в которых играли девочки. В конце-концов эти встречи он выиграл. Это были его единственные победы, а проиграл он целых двенадцать партий.

На весь мир своим выступлением в Московском доме пионеров «прославился» английский мастер Вейд. В сеансе на тридцати досках он не смог выиграть ни одной партии и проиграл десять.

А вот сидит старик-пенсионер. Ему можно дать лет шестьдесят пять — семьдесят. Обычно такие шахматисты дебют разыгрывают «по старинке», не ахти как. Но если вы добились с ним перевеса в дебюте, не считайте, что «дело в шляпе». Может случиться, что ваш партнер имеет более чем полувековой опыт игры в шахматы, и в его активе победы в сеансах над чемпионами мира Алехиным, Ласкером или Капабланкой…

Итак, начнем, пожалуй. На первой доске двинем вперед королевскую пешку на два поля 1. е2—е4. Вы, конечно, помните, как начинал бессмертный сеанс в Васюках Остап Бендер.

Гроссмейстер сыграл 1. е2—е4, — пронеслось по залу.

Но затем «старший мастер» повторил этот ход и на остальных досках. Настоящие мастера так никогда не делают. Лучше чередовать ходы. Поэтому на следующей доске сыграем

d2d4. Это для того, чтобы рядом не возникли одни и те же позиции.

Вы заметили, что первые несколько кругов мы буквально пробежали от стола к столу. Думать особенно нечего. В основном делались обычные ходы, которые повторялись в сотнях партий и давно известны. Выяснилось, что на нескольких досках играют, по-видимому, недостаточно искушенные шахматисты. Один уже «угодил» в дебютную ловушку и потерял фигуру, двое совсем плохо разыграли начало и сильно отстали с развитием фигур.

По тому, как разыгран дебют, сеансер получает представление о силе участников. Но, конечно, только примерное. Опытные «охотники за скальпами мастеров» нередко, чтобы усыпить бдительность сеансера, намеренно плохо разыгрывают начало, а потом уже играют во всю. Обычно сеансер в дебюте крайне редко попадает в трудное положение. Ведь он искушен в теории намного больше своих противников.

Но вот мобилизация сил завершена, дебют окончен, и темп движения сеансера несколько замедлился. Приходится задумываться над каждой доской, иначе легко допустить ошибку, «промазать». Когда движешься по кругу, переходя от стола к столу, перед глазами, как на киноэкране, мелькают быстро сменяющие друг друга кадры — одна позиция, ход, другая позиция, ход, третья…

Что это такое? У противника и конь и слон стоят совсем не так, как они стояли раньше.

Такой позиции не было! — восклицаю я.

Прошу прощения, разбирая варианты, я переставлял фигуры и напутал,— виновато говорит он.

Как правило, попытки переставить или снять фигуры или пешки не остаются незамеченными сеансером. Значит ли это, что когда перед глазами мастера проходят десятки различных позиций, он старается их запоминать? Конечно, нет. Если позиции и «фотографируются» у него в мозгу, то это происходит автоматически и бессознательно.

Хорошая память, как правило, является необходимым качеством шахматиста, но эта память все-таки носит несколько специфический характер. Так, группа участников Московского международного турнира  была подвергнута специальному обследованию. Им было предложено запомнить определенное число предметов, фигур, различные сочетания цифр, разные шахматные позиции. Намного лучше, чем не шахматисты, они запоминали только шахматные позиции.

В середине игры мастер входит в определенный темп движения — шаг, ход, шаг, ход, шаг, ход… Как хороший бегун сеансер проходит круги почти за одинаковое время. Лишь изредка над какой-нибудь позицией приходится задуматься несколько больше. Проходит час, другой… Число противников заметно уменьшилось, на большинстве досок уже определившееся положение. Только в одной партии нам угрожает поражение. У нашего противника лишнее качество, и под радостные восклицания окруживших его многочисленных советчиков он нас «дожимает».

Правда, советчики и советы полезны далеко не всегда.

Про чемпиона мира Эммануила Ласкера рассказывают следующую историю: как-то он присутствовал среди зрителей во время сеанса одновременной игры. Один из участников сеанса после ходов 1. е2—ё4 f7f6 2. d2d4 спросил его:

Скажите, маэстро, какой, по вашему мнению, здесь лучший ход?

2… g7g5,— ответил Ласкер.

Любитель чужих советов сделал этот ход и после 3. ФН5 получил мат. Когда, возмущенный, он оглянулся, Ласкер под хохот зрителей ответил ему. что считал ход g7g5 самым лучшим не для черных, а для белых…

Но вот число партий заметно уменьшилось, осталось играть не больше часа. Здесь для сеансера, особенно если выступление было продолжительным, наступают «тяжелые времена»— начинает чувствоваться усталость, голова уже не работает так четко, как в начале игры. На этом этапе мастер способен допустить грубые ошибки и «зевки».

Без сеансов история шахмат была бы неполной. Победа в сеансе над Капабланкой была первым шагом четырнадцатилетнего Ботвинника к шахматной короне. И, конечно, во время сеансов бывает немало смешных ситуаций.

В Австралии произошла история — во время сеанса одновременной игры югославского гроссмейстера Боры Костича. Много лет назад этот шахматист, явившийся, кстати сказать, прообразом для одного из героев «Шахматной новеллы» Стефана Цвейга — чемпиона мира Мирко Чентовича, совершил кругосветное путешествие, выступая с сеансами одновременной игры. В одной из партий сеанса на далеком австралийском континенте у него возникла в эндшпиле позиция взаимного цугцванга. Тот, за кем была очередь хода, проигрывал. А ход был Костича. Он поднял коня с доски, думал, думал и по рассеянности поставил его обратно на то же самое поле. И пошел к следующему столу. К несчастью, его партнер оказался глухонемым. Когда Костич снова подошел к этой доске, его партнер, не делая хода, стал размахивать руками. Взглянув на доску, Костич коротко бросил: Нечего руками размахивать: сдаваться надо.— И смешал фигуры. Лишь с помощью окружающих его противнику удалось восстановить справедливость.

Несомненно, что с самым оригинальным сеансом одновременной игры выступал аргентинский гроссмейстер Найдорф. Против него сражалось в полном составе правительство одной из южноамериканских республик во главе с президентом. Как Найдорф потом рассказывал, они играли довольно слабо, но он решил показать себя дипломатом — всех обыграл, а президенту предложил ничью.

Красота партии во время сеанса во многом зависит от силы того, с кем играет сеансер. Чем сильнее противник, тем больше, как ни странно, шансов на красивую комбинацию. Ведь простое использование «зевков» не может похвастать особой красотой.

Что дальше?

Поискать в Google

Оставить комментарий

Если у Вас есть вопросы или есть дополнения и комментарии к посту, то пожалуйста оставьте комментарий. Я стараюсь отвечать на все комментарии, хотя это может занять несколько дней. Так что зайдите еще позже чтобы прочитать ответ.

Понравилась статья? Поделись
 

Получать новости

Вы можете подписаться на рассылку по email, заполнив эту форму:

Введите ваш email адрес:

Наш блог DOFOLLOW, но все комментарии модерируются.

Отправить комментарий