Блог свободен от NOFOLLOW!
nav-left cat-right
cat-right

# + Кое-что о скрипке.

скрипка

скрипка

Кое-что о скрипке.
В концертном  зале вы слушаете прекрасную мелодию, исполняемую на скрипке. Вы уверены, что это звучат струны. Но так ли это?

Звуки, издаваемые самими струнами, очень слабы, и если б у скрипки не было коробки, вы не услышали бы музыки. Коробка резонирует, отвечает на колебания струны, усиливая звук. Дерево поет! А для того, чтобы дерево лучше резонировало, оно должно быть очень легким.

Из множества различных деревьев наиболее подходящим для изготовления струнных инструментов оказалась ель. При этом выбирают ель прямую, толстую, равнослойную, так называемую резонансовую. На лесозаводе из нее выпиливают доски — так, чтобы годичные слои были расположены по возможности перпендикулярно ребру доски. Такие доски будут прочными, а после сушки и легкими.

От прочности и легкости досок зависит качество звучания инструмента.

Некоторые музыкальные инструменты ценятся как редчайшие творения человеческого гения. Скрипки итальянца Страдивариуса или русского крестьянина Ивана Батова до сих пор являются непревзойденными. Поколения скрипичных мастеров пытались создать подобные инструменты, но безуспешно. И только сейчас эта трудная задача близка к своему решению.

До последнего времени качество инструмента определяли примерно так же, как определяют качества вин — пробой. За занавеской играет скрипач, а члены жюри, не видя скрипки, дают ей оценку. Многое здесь зависело от искусства исполнителя и даже от настроения членов жюри. Инструментам давалась, например, такая характеристика: «Эта скрипка тусклая, а вот эта бархатная — у нее тембр мягкий, приятный, а эта ватная — у нее звук глуховат». Такое нечеткое, основанное на личном восприятии, определение приводило иногда к ошибкам. На конкурсе музыкальных инструментов члены жюри забраковали скрипку. Каково же было смущение почтенных музыкантов, когда выяснилось, что это скрипка Страдивариуса.

Работники музыкальной промышленности пришли к выводу, что нужно создать совершенно иной, объективный метод оценки качества музыкальных инструментов.

Тембр —окраска звука —скрипки, рояля, пианино и щипковых инструментов зависит от механических колебаний, на которые резонирует дека инструмента. Следовательно, звучание инструмента надо рассматривать не только с точки зрения акустики, но и механики.

В лаборатории фабрики проводятся исследования качества звучания скрипок. Сначала опыты производились в обычной комнате, но когда выяснилось, что стены комнаты и сам человек, отражая звук, влияют на точность исследований, опыты решили перенести в специально приспособленную комнату и проводить их без присутствия человека.

Представьте себе небольшую комнату, обитую толстой мягкой материей. Голоса здесь раздаются приглушенно, словно в радиостудии. На высоком штативе вы увидите скрипку. Автоматический прибор стальным шариком ударяет по самшитовой пластинке, прикрепленной к скрипке, и на каждый удар она отвечает легким щелчком. Эти звуки при помощи микрофона передаются в соседнюю комнату. На экране регистрирующего прибора появляются и исчезают светлые столбики. Это — звуковые волны, преобразованные в световые, — «голос» скрипки, который можно не только услышать, но и увидеть.

Каждая скрипка обладает своим спектром звучания. Для сравнения, как эталон, была взята скрипка Страдивариуса. На основе сопоставления оценок различных скрипок музыкантами и показаний приборов, удалось найти объективный метод оценки звучания скрипок. Теперь можно совершенно точно определить тембр любой скрипки. А это позволит в дальнейшем создать инструмент заданного тембра. Фабрика уже сконструировала гитару высококачественного тембра, а сейчас работает над улучшением конструкции скрипки. И не только скрипки.

Смычок. Раньше для изготовления смычков применялось ценное экзотическое дерево — фернамбук. Сейчас отказались от этого заморского сырья. Его должна заменить русская береза. Спрессованная под высоким давлением, она изменила свои механические свойства, стала необычайно прочной, пригодной для изготовления смычков.

Вот кларнет. И здесь фабрике удалось добиться некоторых успехов. Деревянные духовые инструменты — флейты, гобои, кларнеты делались из дорогого гренадильного дерева. Сей* час его с успехом заменили… бумагой. Тонкие листы бумаги, сложенные вместе, пропитанные специальным составом и спрессованные под большим давлением, совершенно изменили свои свойства, превратились в твердый, очень прочный материал — так называемый гетинакс. По своим качествам гетинакс ничуть не хуже гренадильного дерева, и сейчас во многих наших оркестрах музыканты играют на «бумажных» инструментах.

Что дальше?

Поискать в Google

Оставить комментарий

Если у Вас есть вопросы или есть дополнения и комментарии к посту, то пожалуйста оставьте комментарий. Я стараюсь отвечать на все комментарии, хотя это может занять несколько дней. Так что зайдите еще позже чтобы прочитать ответ.

Понравилась статья? Поделись
 

Получать новости

Вы можете подписаться на рассылку по email, заполнив эту форму:

Введите ваш email адрес:

Наш блог DOFOLLOW, но все комментарии модерируются.

Отправить комментарий